Дино Кампана (1885 – 1932) как своим творчеством, продолжавшимся не более десятилетия, так и своей недолгой и трагической жизнью являет яркий пример отношения к поэзии как религиозному служению. Самым простым, но навряд ли верным решением было бы связать это с душевной болезнью: как известно, немалую часть жизни поэт провел в психиатрических клиниках. Был или не был Дино настоящим безумцем, остается под вопросом и теперь, спустя девяносто лет после его смерти. Но даже если верно первое, объяснять его творческие установки болезнью навряд ли продуктивнее, чем принципы композиции Шумана или цветовую гамму Ван Гога. Наследие Кампаны, частью собранное самим поэтом в небольшую книгу стихов и прозы под заглавием «Орфические песни», частью опубликованное после смерти, свидетельствует о глубоко обдуманном выборе предмета служения и редком постоянстве, с которым Кампана следовал избранному пути. Пути, на котором он стремился соединить вдохновения Данте и Петрарки, художников Возрождения, французских «прόклятых поэтов» от Жерара де Нерваля до Малларме, Уитмена, Ницше, русских писателей – от Достоевского до Мережковского и Горького, наконец, поиски самых современных школ, включая футуристов, в литературе, живописи и кинематографе. Сам Кампана формулировал свою задачу как создание «европейской цветомузыкальной поэзии», в чем угадывается отклик на характерную для конца XIX – нач. ХХ в. тенденцию к синтезу искусств. Что же касается содержания «Орфических песен», здесь замысел Кампаны выглядит еще более амбициозным: из менее чем трех десятков небольших, не связанных общим сюжетом, стихотворных и прозаических текстов он составляет настоящий религиозный гимн в честь Вечноженственного, соединяющий в причудливой гармонии отзвуки многих поэтических голосов и при этом глубоко оригинальный. Его женский мистический идеал, отчетливо противопоставленный концепциям Бога патриархальных религий, прославляется в картинах родной поэту природы Тосканы и Романьи, в ликах, формах и красках живописи от средневековья до модерна, в атмосфере древних итальянских городов; разнородные образы становятся как бы музыкальными партиями единого ансамбля. Притом, что у Кампаны даже фантастические переосмысления жизненного материала сохраняют свежесть и силу непосредственного впечатления, его тексты до того наполнены символами, что книга может быть воспринята как герметический трактат, как писание новой веры, которую поэт представляет в качестве исконной и укорененной во всей европейской культуре.
Из странствий, лишений, внутренних мук поэту удалось сложить песнь Божественной любви, – одну из самых возвышенных в итальянской поэзии, – которая спустя века продолжает традицию, заложенную Данте и Петраркой. Символично, что «Орфические песни» вышли в печати летом 1914 года, на пороге Великой войны, определившей историю континента на столетие вперед. За грохотом пушек слово поэта осталось не расслышано обществом, отвергшим Кампану как безумца. В годы фашизма к его наследию обратилась возникшая тогда школа поэтов-герметиков, ища спасения лирического слова от агрессивного официоза. Но к широким читательским кругам Кампана по-настоящему пришел в 1970-е годы, и с тех пор его признание в Италии и за ее пределами растет непрерывно.
Как и прежде, вход на все наши мероприятия остаётся бесплатным. Но для тех, кто хочет поддержать организаторов, мы сделали на Timepad несколько типов билетов – теперь при регистрации вы можете оставить свободное пожертвование, которое будет потрачено на покрытие операционных расходов и оплату труда лектора. Спасибо!
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.